ТЕМА: А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе.
Сказа-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.
Эпиграфы.
- Счастье дается тому, кто трудится. Леонардо да Винчи
- Спешите делать добрые дела! А. Яшин
- Лучами земля опоясана, Цветами земля опоясана Ходите дорогами ясными. П. П. Елфимов
– Андрей Платонович Платонов – неординарный писатель. Его внутренний мир богат, сложен и притягателен. Соприкасаясь с творчеством А. Платонова, с его философией жизни, человек сам начинает философствовать, то есть размышлять, думать о прочитанном. Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ «Неизвестный цветок» и поразмышляем над проблемами, обозначенными писателем. Также мы познакомимся со страницами жизни А. П. Платонова, что поможет нам глубже и лучше понять замысел писателя как автора сказки-были «Неизвестный цветок».
1. Просмотрите презентацию «Страницы жизни А. П. Платонова».http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/13/applatonov-stranitsy-zhizni-i-tvorchestva
2. Выразительное чтение рассказа А. П. Платонова «Неизвестный цветок».
3. Беседа по вопросам.
– Итак, мы прочитали сказку-быль «Неизвестный цветок». Подумаем над определением жанра произведения.
– Что такое сказка?
– Что такое быль?
– Как соединяет А. Платонов эти два жанра? (Реальное и фантастическое переплетаются в произведении.)
– Что называется композицией?
– Что можно сказать о композиции сказки-были Платонова? (События развиваются постепенно, последовательно. Композиция последовательная.)
– Какие средства художественной выразительности использует в этом произведении писатель и какова их роль? (Олицетворение: цветок наделен свойствами человека: жил, рос, нечем было питаться, сторожил росу, радовался и др. Эпитеты: «светился живым, мерцающим огнем», «касался его утомленных листьев», «с черной тучной земли», «сияющие светом цветы» и др. Сравнения: «венчик, как у звезды», «тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни»; «он был живой и терпеливый, как его отец» и др.)
– Да, вы правы, и Даша, и пионеры проявили по отношению к цветку сочувствие и сострадание. Нужны ли в нашей современной жизни сочувствие и сострадание?
– Как вырастить в своей душе сочувствие и сострадание?
– На какой «почве» можно «вырастить»?
– Согласны ли вы с тем, что у цветка нет имени? Легко ли быть безымянным?
– Какое имя вы дали бы этому неизвестному цветку?
– Как вы считаете, что сближает автора с неизвестным цветком?
5. Подробный рассказ «Истории создания сказки-были А. П. Платонова».
6. Составление плана развития сюжета.
– Выделите этапы развития сюжета в рассказе, составьте простой план.
План
1) Рождение цветка на пустыре.
2) Трудная жизнь цветка.
3) Встреча Даши с цветком.
4) Пионеры удобрили землю.
5) Неузнаваемый пустырь.
7. Словарная работа.
Пустырь – незастроенное, запущенное место близ жилья.
Томиться – мучаться.
Тучная земля – плодородная.
Превозмогать – пересиливать (боль).
– Какое значение для цветка имела встреча с Дашей?
Ш. Практическая деятельность: подберите цитатные примеры и запишите их..
– Выберите из текста цитатные примеры к понятию «образ-символ» (Пустырь – символ одиночества. Ветер – дедушка сеятель – символ веры в будущее, ветер разносит семена, распространяет их по свету, сеет. Маленький, неизвестный по имени цветок – символ героизма, стойкости, выносливости, мужества. Камень, глина – символы скудности, сухости, бедности. Черная, добрая земля – символ плодородия, символ хорошей, счастливой жизни.)
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– В чем вы видите смысл сказки-были А. П. Платонова? Выберите эпиграф к своему высказыванию из трех предложенных к уроку.
– Что полезного получили вы сегодня от вашей работы?
– Я соглашусь с вами, ребята, в том, что в жизни каждого, даже самого счастливого человека могут встретиться трудности, какие-то препятствия, неудачи и надо уметь выстоять, остаться самим собой, поверить в себя и бороться за свое счастье. Много можно добиться благодаря своему трудолюбию. На примере неизвестного цветка А. Платонов утверждает свои неизменные заповеди как писателя: любовь ко всему живому, милосердие, трудолюбие, тревога за будущий мир. Платонов, который перенес много тягот и испытаний на своем веку, хотел помочь другим людям найти силу и мужество и все преодолеть в этом неустроенном мире. Он верил, добрые дела, пусть и маленькие, могут изменить мир. «Спешите делать добрые дела!» (А. Яшин).
Домашнее задание.
1. Прочитать рассказы А. П. Платонова «Цветок на земле», "Корова" и «Железная старуха».
2. Нарисовать иллюстрацию к одному из рассказов А. П. Платонова (по выбору).
Комментариев нет:
Отправить комментарий