четверг, 24 января 2019 г.

24.01.19 10 класс Русский язык

Тема: Морфемика и словообразование

Дополнительная информация.
Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке даёт возможность расширить пределы поэтического словаря.
Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения.
• уменьшительно-ласкательные суффиксы: -ец- ( ), -ик- ( ), -ишк- ( ), -к- ( ), -ушк- ( ), -чик- ( ), -еньк- ( )
• увеличительно-неодобрительные суффиксы: -ищ- ( ), -онк- ( )
• элемент вносят приставки: вос- ( )
Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: выражают расположение к собеседнику, придают ироническую окраску, создают фамильярно-непринуждённый тон.
Задания:

1. Осложнённое списывание.
а) Я пр..обрёл книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр..небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат (не)большой ответил с..беседник.
б) Так я выяснил, что мой с..беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении...
(Б. Тимофеев)

Задание к тексту:
Записать I часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Из II части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм.
— Какая разница в значении слов книжечка и книжонка? («Книжечка» — уменьшительно-ласкательное, а «книжонка» — пренебрежительное.)
— Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря суффиксу субъективной оценки.)
— Выполните морфемный разбор слов:
— Определите значение морфем в первом слове.

2. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
— Какую функцию выполняет оценочная лексика?
А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку — об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.
(М. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»)

Ответы к вопросу:
Оценочная лексика служит для создания психологического портрета героя. Его речам ласковые слова придают слащавость и елейность, которыми он старается прикрыть своё лицемерие и ханжество.

3. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
— С какой целью автор использует их в своём произведении?
Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк.
(И. Тургенев. «Отцы и дети»)

4. Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя суффикс -онк-:
Шапка, собака, одежда, лодка, рубаха.

Домашнее задание
1. Теоретические сведения на стр. 63-66.
2. № 112, 113, 114, 116 письменно.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий