пятница, 22 февраля 2019 г.

22/02/19 11 класс Литература



ТЕМА: Литература 50-90-х годов.
Поэзия, развивающаяся в русле традиций
русской классики. Николай Рубцов
Цели: определить основные темы и мотивы лирики Николая Рубцова; проследить, как Русь, её природа и история, судьба народа и его нравственные ценности отражены в поэзии Рубцова; отметить, как традиции русской классической поэзии проявились в его стихах; продолжить развитие навыка анализа поэтического текста.

Ход урока

Вечное и прекрасное сливаются у Николая Рубцова в пленительно неповторимом образе Родины: вечна красота отчизны и прекрасен дух народа, вынесенный из всех потрясений его тысячелетней истории.
Василий Оботуров

I. Вступительная беседа.
1. Как понимаете слова, данные в эпиграфе сегодняшнего урока? В них определены основные темы творчества этого поэта. Поиск своего места в жизни, поиск спасительных вечных причалов — главный смысл духовного пути Рубцова

Звучит «Вальс» Г. Свиридова.

2. Замечательный русский композитор ХХ века Георгий Васильевич Свиридов (1915—1998), с какой-то трогательной нежностью относившийся и к «святой простоте» зрелого Сергея Есенина, и к Николаю Рубцову, «ангелу Родины незлобивой моей» (К. Фофанов), с провидческой грустью сказал в прямой связи с сиротской судьбой этого поэта, выделив исходную мысль: «Страшно увеличилось ощущение бездомности русского человека. За последние годы». (Свиридов Г. В. Музыка как судьба. — М., 2002).
Тень раннего сиротства, жизни «в людях» без родного очага, без идеи дома как целостного душевного уклада коснулась многих писателей военного поколения. Разве не испытывал чувства сиротства, бездомности Виктор Астафьев, ссыльнопоселенец в Игарке? А безотцовщина Шукшина? Отчаяние на развалинах семьи и детдом восьмилетнего Венедикта Ерофеева, создателя поэмы в прозе «Москва — Петушки»?
Вот и Николай Рубцов, родившийся 3 января 1936 года в городке Емецке Архангельской области, пятый ребёнок в семье, в шесть лет (в 1942 году) потерявший мать, а вслед за этим и отца, погибшего на фронте, отданный в детдом, испытал горечь сиротства и бездомности.
Поэт долго не имел постоянной прописки, после детдома замелькали бесконечные общежитские койки — во время работы на Кировском заводе, работы на тральщике на Балтике, учебы в Литературном институте (с 1962 года).
Поэт Станислав Куняев вспоминает, как в один из жарких дней 1962 года зашел в редакцию журнала «Знамя» молодой человек с худым лицом, «на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза... Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда видно было, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.
— Здравствуйте! — сказал он со стеснительным достоинством. — Я стихи хочу вам показать.
— Давайте ваши стихи!..
Куняев начал читать:

Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог...

…Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет...

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

— Как вас зовут?
— Николай Михайлович Рубцов».
С годами это чувство одиночества, тоски по своему, родному человеку обрело почти трагическое звучание. Наверное, поэтому так пронзительно звучит в поэзии Рубцова тема Родины.


II. Особенности поэтического творчества Николая Рубцова.
1. Сергей Чупринин в книге «Крупным планом. Поэзия наших дней» так писал о выходе на «литературные подмостки» Николая Рубцова: «На поэтическую авансцену, сменяя инженеров света и бетонщиков Евтушенко, генеральных конструкторов и дипломатов Рождественского, архитекторов и мотогонщиков Вознесенского, вышел добрый Филя Николая Рубцова, что живет и век жить будет «в избе деревянной, без претензий и льгот».
— Познакомьтесь с этим стихотворением. (Раздать материал, подготовленный ученик читает наизусть.)

       ДОБРЫЙ ФИЛЯ
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог...
Там в избе деревянной,
Без претензий и льгот,
Так, без газа, без ванной,
Добрый Филя живет.

Филя любит скотину,
Ест любую еду,
Филя ходит в долину,
Филя дует в дуду!
Мир такой справедливый,
Даже нечего крыть...
— Филя! Что молчаливый?
— А о чем говорить?
                                     1960

— Каковы ваши впечатления от прочитанного? О чем это стихотворение?
А вот что писал об этом стихотворении критик Ал. Михайлов в статье «Ритмы времени»: «После одной из журнальных публикаций много говорили о его (Н. Рубцова) стихотворении «добрый Филя». В лексике стихотворения есть конкретные приметы нашего быта и нашего времени, но не только по форме, а и по духу своему оно показалось патриархальным, старозаветным. Дремлющий лесной хуторок, затерявшийся «меж звериных дорог», деревянная изба, «добрый Филя»... Все как в сказке...
Ан нет, не сказка это. Такая скрытая боль за виноватой улыбкой, такая жалость к человеку, обойденному вниманием и любовью людской, что даже жутковато становится...
Одиночество на миру, наверное, самое тяжелое и невыносимое одиночество. Горькая участь его выпадает порою и добрым людям — не об этом ли хочет сказать Рубцов в стихотворении «добрый Филя», не на это ли хочет обратить внимание?.. Да, стихотворение по строю своему как-то отдалено во времени от нас, не вписывается в атмосферу сегодняшнего дня. Но, может быть, это и пробуждает особый интерес к загадочному характеру «доброго Фили», может быть, эта старозаветность его и оттеняет всю неестественность такого отчуждения человека от общества?»
— Разделяете ли вы мнение критика, что при чтении «доброго Фили» Н. Рубцова «даже жутковато становится»? Дают ли воссозданные в стихотворении детали и его тональность основания для такого Мнения?

1. Каждое стихотворение Н. Рубцова — искренний разговор с читателем, настоящая исповедь. Так, стихотворение «Далекое» — это воспоминания о юности, которыми поэт тоже делится с нами. Внешне стихотворение выглядит скромно и простодушно. В нем нет ослепительной праздничности и бурного драматизма, необычных поэтических образов. Оно звучит как нежная и глубокая мелодия.
Стихотворение Рубцова открывается картиной сурового края, в котором затерян дом детства:

Где вьюга полночным набегом
Поля заметает кругом,
Стоял запорошенный снегом
Бревенчатый низенький дом.
Я помню, как звезды светили,
Скрипел за окошком плетень
И стаями волки бродили
Ночами вблизи деревень.

Движение в этой картине тревожно (набег вьюги, стаи волков), но дом, несмотря на свою «малость», стоит крепко. Как будто вьюга все готова запорошить, и «скрипит под окошком плетень», но «звезды светили». Так в начале стихотворения движение наделено разрушительной силой, а покой — постоянством и прочностью.
Средняя строфа стихотворения — перелом в его течении, напев прервался, тревожно зазвучали восклицания:

Как все это кончилось быстро!
Как странно ушло навсегда!
Как шумно — с надеждой и свистом —
Промчались мои поезда!

Поэт весь отдался стихии движения, шума — «с надеждой и свистом» мчащимся поездам, мчащимся в другой мир — мир цивилизации, городской, современной. И кажется, будто все, что окружало в детстве, «кончилось быстро», «странно ушло на всегда».
Но «далекое» не прошло совсем бесследно, оно оказывается не стертым жизнью, а, в сущности, близким. И возвращается напев первых строф, и повторяются образы. Но теперь они несколько иные и по-другому увидены. В первых строфах поэт из окошка дома видит мир, прекрасный и одновременно пугающий. В последних строфах деревенский мир увиден извне, как бы сверху («над крышами хат»), и манит, как таинственно мерцающие звезды:

И все же, глаза закрывая,
Я вижу: над крышами хат,
В морозном тумане мерцая,
Таинственно звезды дрожат.
А вьюга полночным набегом
Поля заметает кругом,
И, весь запорошенный снегом,
Стоит у околицы дом.

Раньше «звезды светили», теперь они, «в морозном тумане мерцая, таинственно... дрожат». Звезды стали дальше, но притягательнее. И ощущение дикости, глуши исчезло. Не стан волков, а крыши хат окружают дом. И стоит он у околицы, роднясь с природой.
Поэт сохраняет верность себе, детству. Это притяжение к вечному: природе, народу, Родине — спасает поэта от беспамятства, затерянности в шуме поездов, которые промчались «с надеждой и свистом». Это странное соединение слов, как будто несовместимых — привилегия поэзии.
Перевести поэтический образ на язык обыденных понятий трудно. Ведь образ многозначен. И в этом выражении «с надеждой и свистом» есть и безудержный полет юности, стремительный, порывистый, дерзкий, есть и насмешка над её неопытностью, есть и опасение, что этот резкий свист тоже разрушителен. По Рубцову, есть бури в природе (набег вьюги), есть порывы в человеческой судьбе («мои поезда»), и они зовут из дома в большой мир. Но не дано им, этим стихиям движения, разрушить родной приют, гнездо, спокойную и ничем не отменяемую красоту мерцающих звезд. И может быть, в этом у Рубцова — светлая надежда на гармонию бытия.
Так в стихотворении Н. Рубцова «Далекое» мы встретились с темой суда человека над самим собой и собственной судьбой.

2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова «В горнице». (Можно прослушать аудиозапись этой песни на слова Рубцова или чтение наизусть заранее подготовленного ученика.)

В горнице моей светло,
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...

Звезда, «звезда полей», свет — центральные образы поэзии Рубцова («И меж берез, домов, поленниц / Горит, струясь, небесный свет!») Это секрет «легкой светописи» всей поэзии Рубцова — светлые души и мгновения всегда с ним. Они все ближе и ближе... «В душевном порыве, в красках его поэзии, — писал о Рубцове Г. Свиридов в своем дневнике, — в итоге побеждает именно неземной свет», сберегающий связь времен, отгоняющий все беззвездные кошмары, способные оцепенить природу и народ.
«Слово «свет» и другие слова этого корня... встречаются в стихах Николая Рубцова более ста раз, — писал В. Кожинов... Свет в поэзии Николая Рубцова — это душа мира и в то же время истинное содержание человеческой души, «святое» в ней».
— Стихотворение насыщено символами, придающими глубокое идейное содержание произведению. Найдите их и попробуйте объяснить их значение.
В горницу, освещенную даже не светом луны, что вполне возможно, а невероятным светом звезды, явилась молчаливая мать, названная нежно «матушка». Не частица ль это страдающей сиротской души поэта?
Неожиданно возникает ведро, внесенное в горницу, полное живой воды (полное ведро — к счастью). Скорее всего, это — тема какой-то жгучей жажды душевной, чувства неисполненного долга.
Две последующие строфы стихотворения о неполитых, увядших цветах «в садике моем», о лодке забытой, догнивающей на речной мели, наконец, обещание:

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе, —

все это выражение глубокой душевной драмы. По содержанию стихотворение очень похоже на сон.
— Вспомните значение сна в художественной литературе. С какой целью чаще всего вводит сон в свое повествование писатель? В сновидении утоплены боли и обиды, здесь поэт спасает свое «я».
Анализ черновых вариантов этого исповедального стихотворения, в котором безмолвная тень матери всколыхнула душу, а ночная звезда ярко осветила вечное обязательство взращивать цветок, знак благодарности матери, любви («буду поливать цветы»), позволяет создать множество дополнительных версий понимания. И его, и всей лирики поэта, тоже его «горницы». Да, это сон, а свет звезды — это небесный свет, замерцавший в душе... В черновиках остались две чудесные строфы, к сожалению, вычеркнутые, явно расширяющие «Горницу»:

Сколько же в моей дали
Радостей прошло и бед?
Словно бы при мне прошли
Тысячи безвестных лет.

Словно бы я слышу звон
Вымерших пасхальных сел...
Сон, сон, сон
Тихо затуманит все...

III. Итог урока.
При жизни Николай Рубцов выпустил всего четыре небольшие книги лирики: «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969) и «Сосен шум» (1970). Он наспех вписался в среду так называемых «деревенщиков», заступившихся за «неперспективную», как говорили тогда, деревню:

Ах, город село таранит,
Ах, что-то пойдет на слом!
Меня все терзают грани
Меж городом и селом.

Но его деревенская хата — малая модель вселенной! Его деревня любимая Россия! В его стихах — жгучая связь с Родиной. Если художественное произведение — это дом из слов, в котором можно жить всем, то горница Николая Рубцова — именно спаси тельный очаг для всех, спасительный огонек над Россией.
В стихотворении Рубцова о духовном подвиге основателя монастыря и живописца Дионисия как пророчество отражено и значение его поэзии для русской литературы:

И однажды возникли из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, недоступной досель.

Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле.

— Какой след в вашей душе оставили стихи Николая Рубцова?
А вот какие строки посвятил памяти поэта в одноименном стихотворении Станислав Куняев.

                ОН БЫЛ ПОЭТ
Как критики твердят,
Его стихи лучились добрым светом,
Но тот, кто проникал в тяжелый взгляд,
Тот мог по праву
Усомниться в этом.
В его натуре открывалась мне
Печаль по бесконечному раздолью,
По безнадежно брошенной земле,
Ну, словом, всё,
Что мы зовем любовью.

Домашнее задание.
Проследите, как отражены традиции русской классической поэзии в творчестве Рубцова. Прочитайте статью в учебнике «Изменчивость неизменного» (с. 297—30 1) и ответьте на вопросы 1, 2:




ТЕМА: Новые темы, идеи, образы
в поэзии периода «оттепели».
Стихи разных лет Беллы Ахмадулиной
Цели: познакомить с новаторством поэтов периода «оттепели»; выявить особенности творчества Ахмадулиной.

Ход урока
I. Вступительная беседа.
— Что вы знаете о периоде «оттепели» в истории России?
Литература всегда была отражением жизни. Понаблюдаем, какие изменения происходят в литературе второй половины ХХ века.
В 1956 году вышел в свет первый альманах «День поэзии». В его заглавии — название поэтического праздника, ставшего ежегодным в этот день по всей стране читали стихи, поэты выходили на импровизированные сцены площадей и стадионов. Страна жила поэзией. А поэзия спешила доказать, что прозаической серой повседневности не существует, что ежедневный мир прекрасен, если в него всмотреться с доверием и полюбить
Поэтическое эхо раскатилось по стране. Искренность стала девизом и призывом того поэтического момента. После глухих сталинских десятилетий поэзия отражала обновление исторического порядка как возвращение к законам природы, прозрачным и ясным.

II. Тематика поэзии периода «оттепели».
1. Люди искренно верили в лучшие перемены в жизни. Вместе с другими реабилитированными возвращается Ярослав Смеляков (1913—1972). Его стихотворение «Если я заболею, к врачам обращаться не стану....» (1940, публ. 1945) по всей стране поется под гитару и прокладывает дорогу авторской песне. «С возвращением Смелякова в поэзии стало как-то прочнее, надежнее», — скажет Е. Евтушенко. Смеляков одним из первых тогда заставил почувствовать поэзию и значительность неприхотливой, почти скудной жизни:

Люблю рабочие столовки,
Весь их бесхитростный уют,
Где руки сильные неловко
Из пиджака или спецовки
Рубли и трешки достают.
                  «Столовая на окраине», 1958

Поэтический стиль Смелякова, по-разговорному неожиданный, зоркий к деталям, и его позиция мужественного аскетизма оказались близки многим, в том числе молодым поэтам, прошедшим войну.

2. Судьба искусства после Второй мировой войны нередко оценивается в свете фразы, сказанной немецким философом Адорно: «Как сочинять музыку после Освенцима?» Возможно ли после газовых печей и гибели миллионов в концентрационных лагерях писать стихи? Своим нравственным долгом поэты военного поколения считали не замолчать после Освенцима и Бухенвальда, после Ленинградской блокады и Сталинградской битвы, а сказать то, о чем раньше вслух и нельзя было говорить, чего власти не хотели слышать.

«Никто не забыт, и ничто не забыто» — слова Ольги Берггольц (1910—1975) звучали в устах поэтов «военного поколения» клятвой: сказать не только о тех, кто умирал, но и о тех, кто бездарно посылал на смерть. И они говорили об этом:

Мы под Колпино скопом стоим,
Артиллерия бьет по своим.
Это наша разведка, наверно,
Ориентир указала неверно.
Недолет. Перелет. Недолет.
По своим артиллерия бьет...
Нас комбаты утешить хотят,
Нас Великая Родина любит...
По своим артиллерия лупит, —
Лес не рубят, а щепки летят...

— Каков смысл перефразированной пословицы в данном контексте?
Слышится жаргон официальных лозунгов о Великой Родине, которыми оправдывали любые жертвы, поскольку великое дело не обходится без жертв. У Межирова именно об этом речь — о праве одного человека превращать другого в жертву собственной преступной нерадивости, глупости, жестокости. Такие стихи о войне могли появиться, да и быть написаны лишь после «оттепели». Нелюбовь к высокопарному пафосу и эпической затянутости — черта поэзии всего «военного поколения» и поэтического стиля, утвердившегося в 50-х годах. На нем выросло и от него оттолкнулось следующее поколение, связанное с необычайным подъемом поэтической популярности, с так называемым поэтическим бумом.

3. Поэтов по стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явилось четверо: Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Роберт Рождественский (он завоевал известность как автор песен «Я, ты, он, она, / Вместе — целая страна», лирико-патриотических текстов к фильму «Семнадцать мгновений весны» и др.)
Кажется, никогда поэзия не была так популярна, ибо была настроена на сегодняшнюю речь и насущные запросы: она учила не приспосабливаться, а быть самим собой. Поэты формулировали новые нравственные принципы и убеждали, что живут в согласии с ними. Поэзия требовала и от власти, и от общества не отступать от пути обновления жизни.
В момент, когда тело Сталина было вынесено из Мавзолея, Евтушенко предупреждал со страниц газеты «Правда», что этим расчеты с недавним прошлым не закончены:

Нет, Сталин не умер,
Считает он смерть поправимостью.
Мы вынесли
Из Мавзолея Его,
Но как из наследников Сталина
Сталина вынести?
                           «Наследники Сталина», 1962

4. Другая поэзия у Андрея Вознесенского. Поэт в начале 60-х ошарашивал читателя немыслимой вязью метафор, сплетенных из самых современных на тот день технических терминов:

Автопортрет мой, реторта неона, апостол небесных ворот —
Аэропорт!
Брезжат дюралевые витражи,
Точно рентгеновский снимок души.

Как это страшно, когда в тебе небо стоит
В тлеющих трассах
Необыкновенных столиц!
                         «Ночной аэропорт в Нью-Йорке», 1962

Метафорическая оригинальность в сближении «далековатых» понятий и предметов была и осталась отличительной чертой стиля Вознесенского.

5. У Беллы Ахмадулиной роль была особой, более камерной, менее публичной. Её круг читателей был уже, но поклонение от этого ещё яростнее. Талант Ахмадулиной интонационный, акцентный.
Это особенно очевидно в авторском исполнении стихов: прежде всего слышатся не слова, а некий музыкально-стилистический тон.

III. Стилистические особенности поэзии Ахмадулиной.
Учитель. В стихах Ахмадулиной ценилась не эстрадная громкость голоса, а интимность, изящество, за которые особенно легко принимали стилистическое жеманство: поэтесса любила придать голосу томность и говорить с акцентом, как будто унаследованным от пушкинской эпохи.
Чтец. Всего-то — чтоб была свеча,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.

Уже ты мыслишь о друзьях
Всё чаще, способом старинным,
И сталактитом стеаринным
Займешься с нежностью в глазах.

И поспешит твое перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро.

И Пушкин ласково глядит,
И ночь прошла, и гаснут свечи,
И нежный вкус родимой речи
Так чисто губы холодит.
                                       «Свеча»

Учитель. Уже в ранних стихах Ахмадулиной обнаружилось её стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию.
Для Ахмадулиной дружба важнее, чем любовь. В её мире мужчину и женщину связывают в первую очередь простые дружеские чувства как самые таинственные и сильные, как самые высокие и бескорыстные из всех проявлений человеческого духа.
Исследователи отмечают, что у Ахмадулиной «нет любовной лирики в общепринятом значении слова. Чаще всего она передает чувство любви не к конкретному человеку, а к людям вообще, к человечеству, к природе». В сборник «Друзей моих прекрасные черты» (1999) вошли поэтические портреты современников Ахмадулиной (Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой).
Героиня Ахмадулиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. В стихотворении «По улице моей который год...» (1959) Ахмадулина грустит о друзьях, которые покидают её.
Звучит романс М Таривердиева на слова Б. Ахмадулиной.
У учащихся — текст стихотворения.

По улице моей который год
Звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
Той темноте за окнами угоден.

Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
Утешусь, прислонясь к твоей груди,
Умоюсь твоей стужей голубою.

Запущены моих друзей дела,
Нет в их домах ни музыки, ни пенья
И лишь, как прежде, девочки Дега
Голубенькие оправляют перья.

Дай встать на цыпочки в твоем лесу,
На том конце замедленного жеста
Найти листву и поднести к лицу,
И ощутить сиротство как блаженство.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
Вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
Друзья мои, туманит ваши очи.

Даруй мне тишь твоих библиотек,
Твоих концертов строгие мотивы,
И — мудрая я позабуду тех,
Кто умерли или доселе живы.

О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
Как холодно ты замыкаешь круг,
Не внемля увереньям бесполезным.

И я познаю мудрость и печаль,
Свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
Объявит свои детские секреты.

И вот тогда — из слез, из темноты,
Из бедного невежества былого
Друзей моих прекрасные черты
Появятся и растворятся снова.

Проанализируем это одно из пронзительных стихотворений поэтессы.

— Как относится автор к тем, кто забыл о былой дружбе?

Лирическая героиня искренне желает добра любимым ею людям хотя видит, что их отуманила «к предательству таинственная страсть». Но нет ни жалоб, ни осуждения. Героиня не виновата в том, что так происходит, она не противится уходу своих товарищей, пытается лишь понять его причины.
Сначала звучит восклицание: «О, одиночество, как твой характер крут!» Но мир одиночества приносит и духовные блага («тишь библиотек», «строгие мотивы» концертов). В затворничестве героиня постигает «тайный смысл» предметов, «детские секреты» природы… Познав «мудрость и печаль», лирическая героиня вновь — уже с более глубоким чувством — видит друзей своих «прекрасные черты»...

— Какие поэтические приемы использует автор для раскрытия внутреннего состояния героини?
Произведение написано в жанре романтической элегии, передающей его высокую, торжественно печальную тональность. Инверсия («запущены моих друзей дела»), славянизмы («очи», «не внемля»), восклицательное междометие «О» создают приподнятую интонацию.

Сложные метафоры (обращение к одиночеству «Умоюсь твоей стужей голубою»), образные ассоциативные сравнения (одиночества — с циркулем, замыкающим круг, а самой себя — с «баловнем», «обласканным» одиночеством), психологические и эмоционально-оценочные эпитеты («беззащитных», «бесполезным» и др.) позволяют ощутить атмосферу одиночества и одновременно душевную тревогу за судьбы друзей.

Учитель. Тема творчества — следующая, самая мучительная тема Ахмадулиной:

Всю ночь напролет для неведомой цели
Бессмысленно светится подвиг души...
Смотрю, как живет на бумаге строка
Сама по себе. И бездействие это
Сильнее поступка и слаще стиха.
                                   «Луна в Тарусе», 1976

В понимании Ахмадулиной способность творить, поэтический талант, вдохновение — это божественный дар, заключающий в себе тайну: «Лбом и певческим выгибом шеи, / о, как я не похожа на всех. / Я люблю эту мету несходства...» («Это я...», 1968). Для Ахмадулиной тайна — не только сама жизнь, но и смерть, душа, творчество. Размышляя о природе таланта, поэтесса видит его суть и драгоценность в уникальности, неповторимости, несходстве с другими.
В восприятии и отражении природы многое дало Ахмадулиной творчество Пастернака. В их поэзии природа является действующим лицом, полна живыми существами. Поэты относятся к природе как к величайшему таинству. Лирическая героиня Ахмадулиной фиксирует мельчайшие детали жизни природы. Как и Пастернак, она переживает все, что происходит в природе: закаты, снега, дожди, разное время дня и ночи... Но если в природе Пастернака преобладает беспорядок, хаос, то у Ахмадулиной она гармонична, и личность лирической героини находит себе творческое соответствие в природных явлениях. В «Осени» (1962) героиня ощущает себя частью природы:

Не действуя и не дыша
Все слаще обмирает улей.
Все глубже осень, и душа
Все опытнее и округлей.
Она вовлечена в отлив
Плода, из пустяка пустого
Отлитого. Как кропотлив
Труд осенью, как тяжко слово.

Тема природы стала важнейшей в сборнике «Сад», удостоенном Государственной премии в 1989 году. Если в поэзии Цветаевой сад — это покой, отдых от постоянных забот, то у Ахмадулиной это не только стремление к спокойной жизни, но также связь с темой творчества, глубокими раздумьями о судьбе. Поэтесса умеет разглядеть все многоцветье окружающего её мира, поэтому так много в лирике Ахмадулиной цветов: гордые розы, загадочные сирень и черемуха, колокольчики, робкие лютики и многие другие растения:

Фиалки, водосбор, люпин,
Качанье перьев, бархат мантий.
Но ирис боле всех любим:
Он — средоточье черных магий.
                               «Пора, прощай, моя скала...», 1985

Стихи о природе завораживают музыкой, гармоничностью и напевностью. Поражает их интонационный строй (грустно-печальный или торжественно-приподнятый), звукопись, игра аллитераций и ассонансов.
Белла Ахмадулина — не только поэт, но и замечательный автор тонкой и нежной прозы. В 2005 году вышла её книга «Много собак и Собака: Проза разных лет». В неё вошли рассказы, воспоминания, эссе, дневники и статьи о литературе. Перед читателем предстают знаменитые поэты и писатели: А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак, А. Твардовский, П. Антокольский, С. Довлатов, Б. Окуджава, В. Высоцкий.
Один из «шестидесятников», близкий друг поэтессы, Л. Шилов, справедливо сказал о ней: «Белле Ахмадулиной как русскому поэту в высшей степени присуще ощущение чужой боли как своей, абсолютная нетерпимость к произволу и насилию, мгновенная, взрывчатая реакция на любое проявление пошлости и подлости, безоглядное восхищение высотой человеческого духа... её стихам присущи... необычайная пристальность взгляда, пристрастие к «высоким» словам и оборотам речи, любовь ко всему живому и умение радоваться каждому новому дню».

IV. Итог урока.
— Каковы ваши впечатления от поэзии 50—90-х годов? Есть ли среди поэтов этой поры ваши любимые?

 Домашнее задание: выучить любое стихотворение о Родине А. Твардовского. 




Тема: Жизнь и творчество
Александра Трифоновича Твардовского.
Своеобразие лирики
Цели: рассмотреть особенности лирики крупнейшего эпического поэта ХХ века, отметив искренность исповедальной интонации поэта; изучить традиции и новаторство в поэзии Твардовского; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход урока

Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, — чувствам, мыслям, природе, быту, политике.
С. Я. Маршак. Ради жизни на земле. 1961

Твардовский, как человек и художник, никогда не забывал о своих согражданах... никогда не являлся поэтом толь ко «для себя» и «про себя», всегда чувствовал свою задолженность перед ними: он и за перо брался только в том случае, если верил, что он может сказать о жизни самое главное, то, что он знает лучше, подробней и достоверней всех.
В. Дементьев. Александр Твардовский. 1976.

А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
А. Т. Твардовский

I. Биографические истоки творчества Твардовского.
Быть читателем поэзии — дело достаточно тонкое и эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкального звучания.
В стихах Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал сам поэт. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.
— Что вы знаете о жизни и творчестве Александра Твардовского?
(Возможно сообщение подготовленного ученика на тему «Основные этапы жизни и творчества А. Т. Твардовского».)

II. Основные темы и идеи лирики Твардовского.
1. Прослушав лекцию, запишите её в виде плана, перечислив основные темы и идеи лирики поэта.
Среди поэтов ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.
Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того — это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».
В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. Отсюда пошли поэтические представления о России, здесь с отцовского чтения заучивались наизусть строки Пушкина, Лермонтова, Толстого. Стал сам сочинять. Пленили его «песни и сказки, что слышал от деда». В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», — публиковал, советовал.
Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», «Весенние строчки» и первые сборники — «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941) связаны с жизнью села. Стихи богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Стихи чаще всего повествовательные, сюжетные, с разговорной интонацией. Чьи поэтические традиции напоминает это? (вспомнить особенности поэзии Некрасова).

Автору удаются колоритные крестьянские типы («мужичок горбатый», «Ивушка»), жанровые сцены, юмористические ситуации. Наиболее известное — «Ленин и печник» — рассказ в стихах. Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.

Столбы, селенья, перекрестки,
Хлеба, ольховые кусты,
Посадки нынешней березки,
Крутые новые мосты.

Поля бегут широким кругом,
Поют протяжно провода,
А ветер прет в стекло с натугой,
Густой и сильный, как вода.

В военных и послевоенных сборниках «Стихи из записной книжки» (1946), «Послевоенные стихи» (1952) главное место занимает тема патриотическая — в самом важном и высоком значении этого слова: военные будни, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, антимилитаристический призыв — вот скромно очерченный круг проблем. По форме стихи разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны:

Стой, красуйся в зарницах
И огнях торжества,
Мать родная, столица,
Крепость мира, Москва!

Тема войны — одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.
А. Т. Твардовский пишет о великом солдатском братстве, рожденном в годы испытаний. Великолепный образ Василия Теркина сопровождал бойцов на фронтовых дорогах. Жизнеутверждающе звучит мысль о необходимости «счастливым быть» всем, кто из братьев-воинов остался в этой войне жив.
Можно сказать, что память о войне так или иначе живет в каждом послевоенном стихотворении. Она стала частью его мироощущения.
Ученик читает наизусть.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же...
                                                                   1966

— Что дало право литературоведу сказать, что память о войне в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины...» «выходит наружу с огромной, пронзительной силой боли, страдания и даже какой-то собственной вины перед теми, кто навсегда остался на далеком берегу смерти»? Обратите внимание, что в самом стихотворении нет высокой лексики, нет и «далекого берега смерти», о котором пишет исследователь.
В произведениях о войне А. Т. Твардовский отдает дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат:

Вот мать того, кто нал в бою с врагом
За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди.

В позднем творчестве А. Т. Твардовского можно увидеть целый ряд тем, которые принято называть «философскими»: размышления о смысле человеческого бытия, о старости и молодости, жизни и смерти, смене людских поколений и радости жить, любить, работать. Многое в сердце человека, в его душу заложено в детстве, в родном краю. Словом благодарности начинается одно из стихотворений посвященных родине:

Спасибо, моя родная
Земля, мой отчий дом,
За все, что о жизни знаю,
Что в сердце ношу своем.

Твардовский — тонкий лирик-пейзажист. Природа в его стихах предстает в пору пробуждения жизни, в движении, в ярких запоминающихся образах.
Ученик читает наизусть:

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава.

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была, да канула,
А есть и будет с тобой.
                 «Снега потемнеют синие», 1955

— «Жизни выстраданной сласть», свет и тепло, добро и «горькое недобро» воспринимаются поэтом как непреходящие ценности бытия, наполняющие каждый прожитый час смыслом и значением. Вдохновенный труд дает человеку, по мнению Твардовского, чувство достоинства, осознание своего места на земле. Немало строк посвящено писательскому труду: друзьям и врагам, людским достоинствам и порокам, открывающимся в сложную пору исторического безвременья. Как истинно русский поэт Твардовский мечтает о свободном творчестве, независимом от политиков, трусливых редакторов, двоедушных критиков.

За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу;
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
Поэт подчеркивал свое единство со всеми людьми:
Просто — мне дорого все, что и людям,
Все, что мне дорого, то и пою.

Таким А. Т. Твардовский и остался до последнего, «контрольного» часа своей жизни.

2. Прочитайте статью «Лирика» в учебнике (с. 258— 260), дополните материалом свой план.

3. Проверка и обсуждение получившихся планов лекции.

III. Практическая работа.
Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом». (Класс заранее разбит на группы. Вопросы предварительно распределены.)

Карточки с заданиями
1. «Тот, кто провел на фронте несколько лет и уцелел физически и морально, хранит в душе не только память об опасностях, горьких утратах и невзгодах, которые несет с собой война. Он помнит и другое: напряженное ощущение ясно осознанной цели, фронтовую дружбу, товарищеское единство, ту слитность чувств, которых потом, в мирной жизни, ему на первых порах даже как-то не хватало».
С. Я. Маршак «Ради жизни на земле», 1961

— Как в стихотворении «Я убит подо Ржевом» отразились «горькие утраты и невзгоды» войны, «товарищеское единство», «слитность чувств», которые хранил в душе поэт, познавший «глубину всенародно-исторического бедствия и всенародно исторического подвига»?

2. Уже в записях «С Карельского перешейка» обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной войне:
«Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма на полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают».
Сопоставьте страницу фронтовой прозы поэта со стихотворением «Я убит подо Ржевом». Что объединяет давнюю дневниковую запись и поэтическое произведение?

3. «Созданный Твардовским монолог павшего воина «Я убит подо Ржевом» - это накаленное страстным поэтическим пафосом слово от имени «Мертвых, безгласных», — свидетельство огромного богатства лирического «я» поэта, его душевной широты, человечности, присущей ему способности быть «чувствилищем своего народа» (Горький), выразителем его переживаний и дум».
Л. К. Швецова. «А.Т. Твардовский», 1971

В подлинно художественном произведении форма и содержание взаимообусловлены. Как бы подчеркивая эту мысль, А. Твардовский пишет: «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле». (О стихотворении «Я убит подо Ржевом», 1969.)
— Почему в монологе павшего воина «я» органично переплетается с «мы» «мертвых, безгласных»? Проследите по тексту, какие обращения используют «мертвые, павшие», Взывая к живым. Выпишите эти обращения. О чем говорит изменение характера обращений от начала к концу стихотворения?
А. В. Македонов «Творческий путь Твардовского», 1981

Подтвердите эту мысль критика примерами из художественного текста.

IV. Итог урока.
— Как бы вы теперь ответили на вопрос: «В чем своеобразие лирики Твардовского»?
Пусть это стихотворение станет для вас завещанием поэта:

К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участье добрых душ.
Жить, как живешь, своей страдой бессонной, —
Взялся за гуж — не говори: не дюж.

С тропы своей ни в чем не соступая,
Не отступая — быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.

4. Своеобразие языка стихотворения «Я убит подо Ржевом» — «в обычном для Твардовского непринужденном сочетании... прозаизмов, конкретных примет реального, хотя несколько обобщенного солдатского языка… и высоких поэтизмов».

Домашнее задание.
Продолжите самостоятельное знакомство с лирикой А. Т. Твардовского. Подготовьте презентацию понравившихся стихов:
1. Что бы вы изобразили на обложке сборника стихотворений Твардовского?
2. Какие произведения включили бы в него? По какому принципу сделали бы подборку?
3. Напишите вступительное слово к этому сборнику.

Работа может быть выполнена в группе, в результате может получиться миниатюрная книга стихов. Тогда в ходе защиты проекта на следующем уроке слово предоставляется художнику, составителю сборника, редактору.

Прочитать поэму "По праву памяти"
 














Комментариев нет:

Отправить комментарий