пятница, 22 февраля 2019 г.

22.02.19 11 класс Русский язык




Тема:  Художественный стиль речи.
Цель: Углубление знаний учащихся о художественном  стиле речи.
           Знакомство с термином «стилистические фигуры».
           Развитие навыка анализа лирического произведения.

                                 Ход урока.

1. Повторяем пунктуацию.
    Расставить знаки препинания, графически пояснить их постановку.
            Я осень давно не встречал в лесу
            И удивленный глазею в оба
            Как в тихих ладонях ветры несут
            Кленовое золото высшей пробы.
 
   - К какому стилю речи относится это предложение?  Почему?
  - Как вы объясните использование сочетания  «глазею в оба» в художественном стиле речи?
   В художественном стиле могут использоваться  средства других стилей, в том числе и разговорного. Таким образом автор  подчеркивает то, что подобную картину мог наблюдать каждый человек, но далеко не каждый способен видеть красоту в привычных картинах.
- Какую роль в предложении играет этот фразеологизм?

3.Повторение.
- Какие изобразительно – выразительные средства художественного стиля вы знаете?
4. Сообщение темы и цели урока.
5. Усвоение нового материала.
    1) Работа с учебником. Стр. 310.
    2) Запись в тетрадях примеров тропов и стилистических фигур с кратким пояснением.

6. Закрепление изученного.
    1) Упр.497.
        Выписать из стихотворения А.К.Толстого примеры тропов и стилистических фигур.
Примеры тропов:
       Эпитеты: душа тревожна, сокрушительным набегом, житейский вихрь)
       Метафоры: коснулась ты, ветер терзал набегом,  рвал струны, дуновенье ночи.
       Сравнения: тревожна, как листы; как гусли, многострунна.
       Олицетворения: вихрь терзал, речь ласкает слух.  
Примеры стилистических фигур:
        Антитеза: Не ветер – ты, твоя же речь …
        Анафора: Как от цветов летящий пух,
                          Как майской ночи дуновенье…
        Инверсия: от цветов летящий пух.
   
  Выписать из стихотворения И.С.Тургенева «В дороге» примеры тропов и стилистических фигур.
7. Обобщение.
- Дать определение художественного стиля речи.
- Какие изобразительно – выразительные средства  свойственны художественному стилю? Приведите примеры.

Домашняя работа. Пользуясь памяткой «Анализ лирического
произведения», написать сочинение – анализ стихотворения И.С.Тургенева «В дороге».

                                 Урок 30.
      
Тема:  Художественный стиль в текстах разных типов речи.

Цель:  Углубление знаний о художественном стиле речи.
            Развитие навыка сравнительного анализа языковых 
            средств в текстах разных типов речи.

                           Ход урока.

1.  Проверка домашнего задания.
    Один ученик читает свое сочинение, класс готовится
    дать рецензию на это сочинение по плану:
    1) Общее впечатление от работы.
    2) Верно ли поняты образы стихотворения?
    3) Настолько глубоко раскрыты изобразительно –
        выразительные средства художественного стиля?
    4) Оцените логичность работы, аргументированность  высказанных тезисов.
    5). Есть ли отступления от темы?
    6). Есть ли в работе речевые недочеты?

Образец выполнения работы.

        Стихотворение И.С.Тургенева « В дороге» относится к жанру элегии, так как в его основе лежат воспоминания о минувших днях и в стихотворении раскрывается чувство
грусти, тоски по прошедшему.
      Чувство грусти передает безрадостный пейзаж:
                  Утро туманное, утро седое,
                  Нивы печальные, снегом покрытые…
       Поэт использует лексические синонимы ( туманное, седое утро). Можно заметить градацию, усиление впечатления от этого безрадостного пейзажа в использовании эпитета «седое» после прилагательного «туманное».
       Повтор слова «утро» и эпитет «печальные нивы» раскрывают чувства лирического героя. Поэт не случайно использует слово «нивы». Поля, покрытые снегом, создают
атмосферу сожаления о том, чего уже нельзя вернуть. Совсем недавно здесь колосилась пшеница или рожь, а теперь все пусто, голо, снег слепит глаза.  Лирический герой поневоле закрывает глаза и думает о том, что безвозвратно ушло:
           Нехотя  вспомнишь и время былое,
           Вспомнишь и лица, давно позабытые.
   Многосоюзие (и время, и лица), лексический повтор слов (былое, позабытое)  указывает на грустные чувства лирического героя. Перед его глазами картины, тревожащие душу:
           Вспомнишь обильные страстные речи,
           Взгляды так жадно, так робко ловимые,
           Первые встречи, последние встречи,
           Тихого голоса звуки любимые.
      Для лирического героя минувшее было наполнено пленительным чувством первой любви и страсти. На это указывают контекстуальные антонимы (жадно и робко ловимые речи),  повтор слова «встречи» и антонимы (первые – последние).
       И мы вместе с лирическим героем переживаем  описываемые
  чувства, благодаря использованию глагола в форме второго
  лица единственного числа «вспомнишь». Это слово повторяется  в тексте пять раз: то в виде анафоры (четвертая и пятая строки),  то как повтор с целью обобщения:
          Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
          Многое вспомнишь родное, далекое…
  О многом может поведать нам эпитет «с улыбкою странной». В нем раскрываются горечь расставания и желание скрыть  набегавшие на глаза слезы. Использование оксюморона «родное, далекое» усиливает ощущение этой горечи.
    Сердце лирического героя переполняется печалью:   
          …Многое вспомнишь родное, далекое,
                                                            Слушая ропот колес неустанный,                                                                                                                      
             Глядя задумчиво в небо широкое.
     На чувство горечи указывает метафора «ропот колес». И это чувство
 не покидает лирического героя. Об этом говорит метафора «задумчиво глядя».
     Долгий путь предстоит лирическому герою, бесконечны его воспоминания. Чтобы подчеркнуть это, автор показывает изменения в пейзаже. В начале стихотворения мы видим раннее утро, а в конце – середину дня, на что указывает инверсия «небо широкое».
     В этом стихотворении грустная интонация.   Переживания лирического героя раскрываются не только через образ бесконечной дороги, но и с помощью рифмы.
     В стихотворении используется женская и дактилическая рифмы: (седое, былое, странной – ударение падает на предпоследний слог; покрытые, позабытые,
 ловимые – ударение на третьем от конца слоге). Этот прием также указывает на незавершенность в передаче чувств  лирического героя. Кроме того, большинство строк
стихотворения заканчивается открытым слогом  : седое, покрытые, былое, позабытые.
     Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем (с ударением на втором слоге) .Это также способствует ощущению длительности пути и бесконечности
 переживаний.
     И.С.Тургеневу удалось в стихотворении не только передать чувства лирического героя, но и навеять читателю грустные чувства. 

2. Сообщение темы и цели урока.
3. Усвоение нового материала.
- Как вы думаете, будут ли различаться языковые особенности  художественного стиля в текстах  разных типов речи?  Давайте проверим наши предложения.
4. Закрепление. Упр. 230 и 244.
        Заполняем таблицу:

                    Языковые особенности художественного стиля в текстах типа
 
«описание»                                              «повествование»
         ( упр. 230)                                                  (упр. 244)
 


 Преобладание прилагательных,              Преобладание глаголов,
 использование эпитетов                          использование метафор, сравнений
 (с изящными манерами,                           и гиперболы (бросались на палубу, точно в бой; 
 в щегольском костюме,                            летали мешки, плясали волны, хлестал дождь,
 прозрачность и нежность                         свистел ветер).
 кожи, робкой застенчивости).                                                                 
                                                           
 Слабое выделение сюжета,                     Ярко высвечивается сюжет,
 однообразие в построении                      используются разнообразные
 предложений.                                           синтаксические конструкции.
 

 Подробное представление                      Отсутствие подробного
 изменений, произошедших                     описания происходящего и героев.
 с героем.                                          
 

 Использование эмоционально               Использование эмоционально
 окрашенных слов (физиономия,            окрашенных слов (весело и
 из подмалеванной картины),                  споро, любуясь своим трудом).
 а также восклицаний: «Смотри,
 берегись, не задень ..!»
5. Вывод.
     В тексте типа «описание» чаще используются средства художественной выразительности, чем в тексте типа «повествование».
     В повествовании отмечается сжатость, конкретность в передаче событий, а в описании действие  уходит  на второй план, но используется детальное описание предметов.
     Как в повествовании, так и в описании используются изобразительно – выразительные средства языка, но в тексте типа «описание» они представлены более ярко, эмоционально.
     В описании ярче, чем в повествовании вырисовывается  отношение автора к тому, о чем идет речь.)

6. Обобщение.
      
- Какие особенности художественного стиля речи вы вы запомнили?
- Для чего нужно различать стили речи?

Домашнее задание.  Упр. 533.               

Комментариев нет:

Отправить комментарий