воскресенье, 2 февраля 2014 г.

3.02.2014 Литература 10 класс

 «Проходит он тернистый путь с своей карающею лирой...» 
Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и Гражданин», «Элегия», «Праздник жизни — молодости годы...», «Сеятелям», «О Муза! я у двери гроба...».
Цели: 1.  Раскрыть противоположность литературно-художественных взглядов Фета и Некрасова и своеобразие решения темы поэта и поэзии.
2. Показать судьбу поэта-гражданина и Образ Музы в лирике Некрасова.
Обрудование: презентация
    Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...» и выяснить, какой Некрасов хочет видеть свою музу, какой поэзии ждет от нее.
      Поэт не случайно показывает музе крестьянку, которую секут на площади. Он называет свою музу сестрой обездоленных и угнетенных, а в стихотворении «Музе» (1876—1877) из сборника «Последние песни» снова возвращается к этому образу:
О муза! наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа — и моя!
      В  сборнике «Последние песни» возрождается и образ «несжатой полосы» как символа незавершенного труда. Стихотворение «Сон» (1877) явно перекликается с написанной значительно ранее «Несжатой полосой» (1854).
      В этих стихотворениях десятиклассники должны увидеть условность созданных поэтом картин. Так, «Несжатая полоса» — это не повествование о горькой доле крестьянина, а молодая женщина, которую секут на Сенной, — не жестокий факт жизни угнетенных в крепостной России. И это потому, что образ несжатой полосы ассоциируется с незавершенным трудом поэта, а изображение наказания крестьянки лишь способ, при помощи которого он пытается учить свою музу, какой она должна быть. Поэт, по Некрасову, не должен ждать от музы слов, которые она может продиктовать ему, воспевая «красу долин» и «ласку милой». Он заставляет свою музу быть «музой мести и печали». Кстати, современный ему житель Петербурга не мог увидеть на Сенной площади акт наказания крестьянской женщины. Подобные экзекуции были отменены задолго до рождения Некрасова. Но чувства гнева и скорби, которыми проникнута его поэзия, позволяют отнести оба стихотворения не к теме страданий угнетенного народа, а к теме поэта и поэзии, по-своему осмысленной Некрасовым и пронизывающей все его творчество.
      Одним из первых откликов поэта на проблемы писательского труда и предназначения писателя демократических убеждений стало стихотворение «Блажен незлобивый поэт...». Оно написано на смерть Гоголя, последовавшую 21 февраля 1852 г., и направлено против теории «искусства для искусства». Некрасов трактует Гоголя как писателя-обличителя, который «любил — ненавидя», и провозглашает этим приоритет «гоголевского направления» в литературе 1850-х гг.
      Под влиянием этого стихотворения Тургенев, как он сам признавался в письме Феоктистову от 26 февраля 1852 г., написал свой знаменитый некролог на смерть Гоголя, послуживший причиной его ареста и ссылки.
      Вопросы и задания к стихотворению «Блажен незлобивый поэт...»
      1. В чем особенности композиции стихотворения?
      2. Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще?
      3. Какая лексика и поэтические интонации преобладают при характеристике «незлобивого поэта» и его поэтического оппонента, который, «уста вооружив сатирой», проповедует любовь «враждебным словом отрицанья»?
      4. Как в этой полемике отразились мысли Некрасова о писателе-пророке, подобном библейским пророкам Ветхого Завета? Подтвердите эту позицию анализом высокой лексики, использованной Некрасовым в стихотворении.
      5. Почему писателю-обличителю, писателю-сатирику «нет пощады у судьбы»? Какие поэтические образы стихотворения созвучны его общественной позиции?
      6. В чем разница «незлобивого поэта», осужденного Некрасовым, и христианско-гуманистической позиции Гоголя-писателя?
     
      9. Индивидуальное задание 3. Проанализируйте стихотворение Некрасова «Русскому писателю». В чем оно созвучно стихотворению «Блажен незлобивый поэт...»?
      Вопросы и задания к стихотворению «Поэт и Гражданин»
      1. Вспомните историю создания стихотворения «Поэт и Гражданин». Почему, по-вашему, стихотворение было напечатано более крупным шрифтом и поставлено в самом начале сборника, вышедшего 19 октября 1856 г.?
      2. Какие две жизненные и идейно-эстетические позиции сталкиваются в стихотворении?
      3. Вспомните идейные убеждения Поэта в молодости. В чем они были близки позициям Гражданина?
      4. Какие призывы Чернышевского о служении искусства трудовому народу звучат в словах Гражданина? Каковы его идейные декларации? Выпишите и прокомментируйте их. Какой характер придают речи Гражданина напористые интонации, обилие глаголов в повелительном наклонении, возвышенная лексика? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
      5. Кого призывает автор устами Гражданина идти «в огонь за честь отчизны»? Можно ли этот призыв считать обращенным автором к самому себе?
      6. Каков символический смысл образа бури на море?
      7. Принимает ли Поэт до конца точку зрения Гражданина или остается при своем мнении? Какой смысл в том, что последние слова в стихотворении принадлежат Поэту, а не Гражданину?
      8. Какой оттенок приобретает образ музы в финале стихотворения?
      9. Какие черты характера Поэта созвучны самокритичной оценке Некрасова?
      10. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте стихотворение «Поэт и Гражданин» со стихотворением Пушкина «Поэт и толпа». С какой целью автор создает в стихотворении ассоциации, обращенные к творчеству Пушкина? В чем различие музы Пушкина и музы Некрасова?
      11. Индивидуальное задание 2. Проанализируйте стихотворение Некрасова «Замолкни, муза мести и печали...» (Это стихотворение было поставлено последним в том же сборнике стихов 1856 г. В этом году обострившиеся болезни Некрасова заставили его уехать лечиться за границу, и он сам рассматривал свои стихи как рубеж между двумя периодами его поэтической деятельности. Об ухудшении здоровья Некрасова говорят даже названия стихотворений 1855 г.: «Тяжелый год — сломил меня недуг...», «В больнице».) Сопоставьте стихотворения «Замолкни, муза мести и печали...» и «Поэт и Гражданин». Нет ли в них противоречия?
      12. Индивидуальное задание 3. Сопоставьте мнения о стихотворении «Замолкни, муза мести и печали...», высказанные В. П. Боткиным и Н. Г. Чернышевским.
      «Не знаю я, насколько ты можешь ненавидеть, — но насколько ты можешь любить, — я это чувствую. Я не знаю другого сердца, которое так же умеет любить, как твое, — только ты любишь без фраз и так называемых „излияний“. Пусть не всякий это видит — то и Бог с ним, кто не умеет видеть это». Из письма В. П. Боткина Некрасову от 7 декабря 1855 г.
      «Лично мне эти стихи очень симпатичны — я знаю, что необходимы в жизни минуты уныния — но не все имеют основание оставаться в унынии — или в отчаянии, если хотите более громкого слова — как в законном расположении духа. И вы не имеете права — с чего вы взяли, что имеете право унывать и отчаиваться?». Из письма Чернышевского Некрасову от 4 ноября 1856 г.
      Вопросы и задания к стихотворению «Элегия»
      1. Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX в.?
      2. Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено отношение лирического «я» к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням?
      3. Как трактуется в стихотворении проблема народного счастья?
      4. Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения?
      5. Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа» в стихах Пушкина и Некрасова?
     
      Вопросы и задания к стихотворению «Праздник жизни — молодости годы...»
      1. Как в этом стихотворении отразились жизненные противоречия Некрасова-поэта и Некрасова-журналиста?
      2. Докажите, что он относится к своему поэтическому труду со «строгостью судьи и гражданина».
      3. Как в стихотворении переосмысливается миссия поэта-пророка?
      Вопросы и задания к стихотворению «Сеятелям»
      1. Как в стихотворении трансформируется евангельская притча о сеятеле?
      2. В чем поэт видит предназначение современного сеятеля? Какие «семена» он должен бросить на «ниву народную»?
      3. Сопоставьте стихотворение Некрасова «Сеятелям» со стихотворением Пушкина «Свободы сеятель пустынный...».
      В конце урока может быть прочитано предсмертное стихотворение поэта «О муза! я у двери гроба...». В нем еще раз звучит самообвинение в том, что поэт недостаточно служил народу, но он умирает уверенным, что его выбор правильный, что его жребий завиден, что он всегда был в кровном союзе с честными сердцами. Он снова, как и в раннем творчестве, видит свою музу «иссеченной кнутом».
      Итог урока. В Некрасове всю жизнь как бы жило два человека: один, обладающий поэтическим талантом, способный воспевать тончайшие движения человеческой души, и другой, кому долг и совесть не позволяли «красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать». Поэтому его угрюмая муза им самим была обречена стать музой мести и печали, музой, которую ударами кнута поэт заставлял изображать картины горя народа и звать к борьбе за его освобождение. Отвергая «искусство для искусства» с его воспеванием эстетического чувства ( =А.Фет) и будучи сознательным защитником сатирического «гоголевского направления», Некрасов считал истинными поэтами тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать стихи, а своим образом жизни содействует борьбе за освобождение угнетенных. Однако он видит в поэте и ветхозаветного пророка, который безжалостно карает отступников, изменивших убеждениям.
      Стихотворение «Отрывок» («Ночь. Успели мы всем насладиться...», 1858) звучит как молитва за русский народ, пребывающий в рабском труде и долготерпении. За тот народ, «чьи работают грубые руки, предоставив почтительно нам погружаться в искусства, в науки, предаваться мечтам и страстям». Некрасов всю жизнь упрекал себя в недостаточно активном служении народу, поэтому и учил свою музу петь пламенные песни борьбы. Предназначение поэта, по Некрасову, — беззаветно служить народу, даже если сам темный и забитый народ этого никогда не узнает и не оценит.

Домашнее задание.

"Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии тво­ей...», ""Ты всегда хороша несравненно",Тройка", "Внимая ужасам войны" , стр.117.
Срав­нить «Панаевский» цикл Некрасова с «Денисьевским» циклом Ф.И. Тютчева
Презентация "Любовная лирика Некрасова"


Комментариев нет:

Отправить комментарий