четверг, 9 февраля 2017 г.

10.02.2017 Литература 6 класс


ТЕМА: А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе.
Сказа-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

Эпиграфы.
  1. Счастье дается тому, кто трудится. Леонардо да Винчи
  2. Спешите делать добрые дела! А. Яшин
  3. Лучами земля опоясана,   Цветами земля опоясана    Ходите дорогами ясными. П. П. Елфимов

– Андрей Платонович Платонов – неординарный писатель. Его внутренний мир богат, сложен и притягателен. Соприкасаясь с творчеством А. Платонова, с его философией жизни, человек сам начинает философствовать, то есть размышлять, думать о прочитанном. Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ «Неизвестный цветок» и поразмышляем над проблемами, обозначенными писателем. Также мы познакомимся со страницами жизни А. П. Платонова, что поможет нам глубже и лучше понять замысел писателя как автора сказки-были «Неизвестный цветок».
1. Просмотрите презентацию «Страницы жизни А. П. Платонова».http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/13/applatonov-stranitsy-zhizni-i-tvorchestva
2. Выразительное чтение рассказа А. П. Платонова «Неизвестный цветок».

3. Беседа по вопросам.
– Итак, мы прочитали сказку-быль «Неизвестный цветок». Подумаем над определением жанра произведения.
– Что такое сказка?
– Что такое быль?
– Как соединяет А. Платонов эти два жанра? (Реальное и фантастическое переплетаются в произведении.)
– Что называется композицией?
– Что можно сказать о композиции сказки-были Платонова? (События развиваются постепенно, последовательно. Композиция последовательная.)
– Какие средства художественной выразительности использует в этом произведении писатель и какова их роль? (Олицетворение: цветок наделен свойствами человека: жил, рос, нечем было питаться, сторожил росу, радовался и др. Эпитеты: «светился живым, мерцающим огнем», «касался его утомленных листьев», «с черной тучной земли», «сияющие светом цветы» и др. Сравнения: «венчик, как у звезды», «тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни»; «он был живой и терпеливый, как его отец» и др.)

– Да, вы правы, и Даша, и пионеры проявили по отношению к цветку сочувствие и сострадание. Нужны ли в нашей современной жизни сочувствие и сострадание?
– Как вырастить в своей душе сочувствие и сострадание?
– На какой «почве» можно «вырастить»?
– Согласны ли вы с тем, что у цветка нет имени? Легко ли быть безымянным?
– Какое имя вы дали бы этому неизвестному цветку?
– Как вы считаете, что сближает автора с неизвестным цветком?
5. Подробный рассказ «Истории создания сказки-были А. П. Платонова».
6. Составление плана развития сюжета.
– Выделите этапы развития сюжета в рассказе, составьте простой план.
План
1) Рождение цветка на пустыре.
2) Трудная жизнь цветка.
3) Встреча Даши с цветком.
4) Пионеры удобрили землю.
5) Неузнаваемый пустырь.
7. Словарная работа.
Пустырь – незастроенное, запущенное место близ жилья.
Томиться – мучаться.
Тучная земля – плодородная.
Превозмогать – пересиливать (боль).
– Какое значение для цветка имела встреча с Дашей?

Ш. Практическая деятельность: подберите  цитатные примеры и запишите их..
– Выберите из текста цитатные примеры к понятию «образ-символ» (Пустырь – символ одиночества. Ветер – дедушка сеятель – символ веры в будущее, ветер разносит семена, распространяет их по свету, сеет. Маленький, неизвестный по имени цветок – символ героизма, стойкости, выносливости, мужества. Камень, глина – символы скудности, сухости, бедности. Черная, добрая земля – символ плодородия, символ хорошей, счастливой жизни.)


V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– В чем вы видите смысл сказки-были А. П. Платонова? Выберите эпиграф к своему высказыванию из трех предложенных к уроку.
– Что полезного получили вы сегодня от вашей работы?
– Я соглашусь с вами, ребята, в том, что в жизни каждого, даже самого счастливого человека могут встретиться трудности, какие-то препятствия, неудачи и надо уметь выстоять, остаться самим собой, поверить в себя и бороться за свое счастье. Много можно добиться благодаря своему трудолюбию. На примере неизвестного цветка А. Платонов утверждает свои неизменные заповеди как писателя: любовь ко всему живому, милосердие, трудолюбие, тревога за будущий мир. Платонов, который перенес много тягот и испытаний на своем веку, хотел помочь другим людям найти силу и мужество и все преодолеть в этом неустроенном мире. Он верил, добрые дела, пусть и маленькие, могут изменить мир. «Спешите делать добрые дела!» (А. Яшин).
Домашнее задание.
1. Прочитать рассказы А. П. Платонова «Цветок на земле», "Корова" и «Железная старуха».
2. Нарисовать иллюстрацию к одному из рассказов А. П. Платонова (по выбору).

Комментариев нет:

Отправить комментарий