четверг, 9 февраля 2017 г.

10.02.2017 Литература 9 класс



Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ: СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА.
 ПОВЕСТЬ «БЕЛЫЕ НОЧИ»


1. Вступительное слово о писателе.
Ф. М. Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как писатель-философ, потому что в центре его романов всегда стояла философская проблематика. Раскрытие этой проблематики объясняет глубокий интерес писателя к тайнам внутреннего мира человека, к психологическому анализу его личности. Его герои обычно сосредоточены на разрешении какой-либо философской проблемы, их не интересует бытовая сторона жизни. «Русские мальчики», как обычно называл Достоевский своих любимых героев, переполнены идеями и страстями. Основу конфликтов в его романах составляет внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой. Суть этой борьбы — решение вопроса о добре и зле.
Современному миру, поправшему вечные духовные ценности, забывшему о нравственных идеалах, Достоевский противопоставляет идеал Христа, понимаемый им как духовная красота, которая спасет мир.
Герои Достоевского мучаются проблемами, которые волновали самого автора. Нам следует уделить особое внимание общественной позиции писателя, истокам его философии. Сведения о жизни Федора Михайловича помогут воссоздать общественно-политическую картину жизни России во время создания «Преступления и наказания» — одного из самых сложных в мировой литературе романов.

2. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский принадлежал к дворянскому роду Ртищевых. Одному из его предков было даровано село Достоево в Подольской губернии, откуда и происходит его фамилия.
Мать его — Мария Федоровна, урожденная Нечаева.
Сам Михаил Андреевич окончил Медико-хирургическую академию, воевал против Наполеона в 1812 г., а выйдя в отставку, поселился в Москве, где был назначен на должность лекаря Мариинской больницы для бедных. Здесь 30 октября (11 ноября) 1821 г родился Ф. М. Достоевский.
В 1838 г. юноша поступил в Главное (Петербургское) военно-инженерное училище, которое окончил в 1843 г., после чего был зачислен в Петербургскую инженерную команду. В 1837 г. умерла мать Мария Федоровна, а в 1839 г. скоропостижно скончался отец от апоплексического удара. Это известие настолько потрясло будущего писателя, что с ним случился нервный припадок, который усугубился слухами о том, что отец умер не своей смертью, а был убит мужиками. Болезнь развилась в эпилепсию, которая мучила писателя всю жизнь.
Унизительная бедность, занятие нелюбимым делом — все это подтолкнуло Федора Михайловича выйти в отставку, чтобы всецело посвятить себя литературной работе.
В 1846 г. увидело свет первое оригинальное произведение Достоевского «Бедные люди», принесшее автору необычайный успех. Оно привело в восторг Белинского, а также писателей, составлявших круг «натуральной школы».
Образ Петербурга, образ «маленького человека», тема психологической двойственности человеческой личности, возникшие в «Бедных людях», продолжатся в произведениях 40-х гг.: «Двойник» (1846 г.), «Белые ночи» (1848 г.), «Неточка Незванова» (1846—1849 гг.).
Итак, год 1849-й... «Подвергнуть смертной казни расстрелянием»... За что? Почему?

3. Составление плана-конспекта по жизни и творчеству писателя по учебнику.
1) «Подвергнуть смертной казни...».
2) В Мертвом доме. Годы изгнания за рубежом и на родине.
3) «Анна Григорьевна Сниткина — горлица среди ворон».
4) Великие романы писателя. Роман-фельетон «Униженные и оскорбленные».
5) Великие романы. Роман-исповедь «Преступление и наказание».
6) Великие романы. Роман о воспитании «Подросток».
7) Великие романы. Роман-синтез «Братья Карамазовы».
8) «Пушкинская» речь (речь о Пушкине). Болезнь и смерть 8 июня 1881 г.

Мировоззрение писателя, которое находит отражение в его произведениях, достаточно противоречиво. Писатель не разделял взглядов ни революционеров-демократов, ни западников, ни славянофилов на будущность России. Он пытался найти свое собственное решение, был уверен, что у России особая историческая миссия. Вместе со своими героями Достоевский напряженно ищет истину; не какую-то высшую, философско-абстрактную, а истину, выстраданную человеком на нелегком пути личных поисков, заблуждений и сомнений. Эта истина, по мнению писателя, находится рядом, она всегда была глубинной сущностью России, ее народа. Не вновь изобретенные учения и теории возродят Россию, а возврат к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен.

5. Ваши  впечатления о повести «Белые ночи» (1848 г.).
— Почему это произведение названо сентиментальным романом?
— В какой обстановке разворачивается сюжет произведения?
— Какие события изображены на страницах повести? (Краткий пересказ.)
— Как чувствует себя главный герой повести? Почему?
— Какие чувства вызвало у вас произведение?
— Как описан город и как передано авторское отношение к Петербургу?

6. Беседа по вопросам с аналитическим чтением.
— Как чувствует себя герой в Петербурге?
— Какая обстановка его окружает?
— При каких обстоятельствах произошла его встреча с Настенькой? (Рассмотреть иллюстрацию художника М. Добужинского «Белые ночи», с. 318.)
— Как повел себя герой? Почему?
— Как характеризует героя его диалог с Настенькой?
(Идея одиночества человека, его неприкаянности не может оставить читателя равнодушным: «Мне страшно стало оставаться одному... я бродил по городу в глубокой тоске», «Казалось, весь Петербург грозил обратиться в пустыню...» «Страшно, пусто, одиноко... И вдруг...» «Неужели же был грех почувствовать… братское сострадание?..» (с. 322, учебник). Сострадание, принесение своего «я» в пользу другого посредством любви. Стремление к этому идеалу — нравственный закон, неисполнение которого заставляет человека страдать. Герой помышляет о братском участии, он сам охотно приходит на помощь несчастной девушке из чувства «братского сострадания»; его душа открыта навстречу возвышенным благородным стремлениям. Писатель сочувствует своему герою, но показывает его полную беспомощность перед лицом прозы жизни, пошлой действительности. Мечтателю судьба подарила «целую минуту блаженства» — так он оценивает свои чувства к Настеньке и свои короткие встречи с ней. Но этой минуты оказалось мало «на всю жизнь человеческую».)
«Белые ночи» — произведение, овеянное поэзией, повествующее о благородных мечтателях, что подчеркнуто и подзаголовком: «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя», и эпиграфом — строкой из стихотворения И. Тургенева «Цветок»:

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего?..

Повесть построена в виде воспоминаний героя, речь которого романтически стилизована, насыщена литературными реминисценциями. Беспредельная грусть одинокого мечтателя, вспоминающего через 15 лет самое счастливое мгновение своей жизни, уже предвещает горькое разочарование героев 60-х гг.

— Какую роль в понимании героев «Белых ночей» сыграл образ города? Какой он, Петербург Достоевского?
— В творчестве каких писателей создавался образ Петербурга? А чем отличается повествование Достоевского?
Для того чтобы выявить особенности пейзажа Достоевского, внимательно прочитаем еще раз первый абзац «Ночи первой».
2. Выразительное чтение текста (с. 315—316 учебника).

3. Лингвистическии анализ
-Выпишите слова, словосочетания, характеризующие душевное состояние героя. Что придает тексту повествование от первого лица?

- Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природыи  жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображен в повести? Почему бесконечно одинок герой повести «Белые ночи»?
Вывод. Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина («Медный всадник»). Но в отличие от Пушкина, Достоевский тяготеет к очерково-бытописательской стороне изображения Петербурга (детали, топографическая точность). Кроме того, Достоевский не только бытописатель, он изображает и некоторую духовно-мистическую сущность Петербурга, где человек одинок и несчастен. При этом подчеркивается, что Петербург — символ России, что в этом городе все российские несообразности представлены в сконцентрированном виде.



Домашнее задание: Быть готовым ответить на поставленные вопросы.
1)  небольшое  сочинение-эссе «Насколько интересны вам как современному читателю мысли и чувства Достоевского»;
2) статья о Л. Н. Толстом (с. 325—328);
3) читать «Юность»;



Комментариев нет:

Отправить комментарий