Тема:
Проблемный вопрос
Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? (И Соня, и Раскольников переступили нравственные законы общества ради других. Но Соня сделала это ради конкретных людей, «убив себя», а Раскольников — ради абстрактного человечества, «убив других». Поэтому Соня — нравственный ориентир автора.)
Анализ первого эпизода (ч. 4, гл. 4)
2. Проследите, как Раскольников пытается сломить Соню. Покажите, что он в этом эпизоде выступает как змей-искуситель. (Раскольников говорит Соне:
3. Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони? (
4. Почему Раскольников заставляет Соню читать Евангелие? (Раскольников не случайно заставляет Соню читать Евангелие, каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене «Воскресение Лазаря» — два героя: Лазарь и Иисус.
Анализ второго эпизода (ч. 5, гл. 4)
1. Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз?
Значение
образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Сопоставление
Раскольникова и Сони.
В романе
«Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но
истинна одна правда, другая — ложна.
Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего.
Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего.
Соня
|
Раскольников
|
Кроткая,
добрая
|
Гордый
нрав, оскорбленное, униженное самолюбие
|
Спасая
других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученица
|
Пытаясь
доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане —
преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?
|
Рассказ о
ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке
|
Знамение
для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его
предчувствий
|
Живет,
исходя из требований жизни, вне теорий
|
Теория
рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь,
спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизни
|
Полуграмотна,
плохо говорит, читает только Евангелие
|
Образован,
хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик
|
Божественная
правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа
|
В нем
правда ложная. В рай ценой чужой крови попасть нельзя
|
У нее есть
смысл жизни: любовь, вера
|
У него нет
смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт
|
Проблемный вопрос
Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? (И Соня, и Раскольников переступили нравственные законы общества ради других. Но Соня сделала это ради конкретных людей, «убив себя», а Раскольников — ради абстрактного человечества, «убив других». Поэтому Соня — нравственный ориентир автора.)
Анализ первого эпизода (ч. 4, гл. 4)
2. Проследите, как Раскольников пытается сломить Соню. Покажите, что он в этом эпизоде выступает как змей-искуситель. (Раскольников говорит Соне:
3. Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони? (
4. Почему Раскольников заставляет Соню читать Евангелие? (Раскольников не случайно заставляет Соню читать Евангелие, каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене «Воскресение Лазаря» — два героя: Лазарь и Иисус.
Анализ второго эпизода (ч. 5, гл. 4)
1. Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз?
2. Докажите, что Раскольников хочет
спровоцировать Соню на бунт. С каких позиций Соня оценивает преступление
Раскольникова?
3. Докажите цитатами, что Раскольников
меняет свои убеждения, а Соня остается верна своей нравственной позиции.
Раскольников — Соне
|
Соня — Раскольникову
|
«Кого
убить: Лужина или Катерину Ивановну?»
|
«И кто
меня тут судьей поставил?»
|
«Зачем
только тебя-то я пришел мучить?»
|
«Ох, как
вы мучаетесь!»
|
Признание
|
«Нет тебя
несчастнее никого»
|
4. Что
в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории?
5. Как анализ лексики эпизода помогает
понять его смысл? (Наблюдая за лексикой, можно проследить, как постепенно
слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.)
Итог урока. Образ Сони — один из важнейших в романе. Соня — нравственный ориентир автора, символ самоотрицания и жертвенности. Героиня противопоставила уму Раскольникова душу и сердце, она оказалась сильнее его в нравственном плане. Именно Соня спасает героя, ведет его к вере через любовь и надежду.
Итог урока. Образ Сони — один из важнейших в романе. Соня — нравственный ориентир автора, символ самоотрицания и жертвенности. Героиня противопоставила уму Раскольникова душу и сердце, она оказалась сильнее его в нравственном плане. Именно Соня спасает героя, ведет его к вере через любовь и надежду.
Д. З. 1. Как в лексике эпизода отражается
состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется? (Выпишите из обоих эпизодов
опорные слова) Что вам становится ясным?
2. Прочитать эпилог романа. Какова роль эпилога в романе и к какой мысли автор подводит читателя?
Комментариев нет:
Отправить комментарий