вторник, 15 мая 2018 г.

16.05.18 10 класс Литература


Урок-практикум. Композиционная роль эпилога в романе «Преступление и наказание».
      
Примерный план анализа эпизода
Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое
Эпизод как часть произведения, звено в общей цепи событий
1. Сюжет эпизода
1. Место эпизода в сюжете и композиции произведения
2. Речевой строй эпизода
2. Герои эпизода в системе образов произведения
Диалог
Повествование
Описание

основной конфликт
события и их динамика
что и как описано (портрет, пейзаж, интерьер)
речевые характеристики
герои, их поступки
чьими глазами дано описание
авторские ремарки
взаимосвязь героев и событий; причинно-следственные связи
способы описания состояния
подтекст
пространственно-временные связи
роль художественных деталей
3. Функция эпизода: характерологическая, психологическая, оценочная
3. Отражение в эпизоде особенностей жанра, творческого метода, литературного направления
4. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде
4. Связь проблемы эпизода с общей проблематикой произведения
5. Эмоциональный пафос эпизода
5. Конфликт эпизода в связи со спецификой конфликта всего произведения
6. Мастерство писателя, особенности писательского стиля 
6. Развитие в эпизоде темы и идеи произведения. Выражение позиции автора, его идейно-эстетических взглядов
Место эпизода в контексте творчества писателя
Место эпизода в русской и мировой литературе и культуре
      Для обсуждения ключевых проблем эпилога классу предлагается система вопросов.
      Основные вопросы урока
      1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
      2. В чем выражалась его болезнь?
      3. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?
      4. Как складываются его отношения с окружающими?
      5. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?
      6. Что для него страшнее каторги?
      7. Почему он не раскаялся в своем преступлении?
      8. Почему каторжники полюбили Соню?
      9. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграли болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?
      10. Что помогло возродиться Раскольникову?
      11. Как Раскольников помог Соне?
      12. Какую роль отводит автор эпилогу в понимании смысла всего романа?
      Итог урока. Роль эпилога очень важна в романе, так как это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории. Это воплощение Достоевским библейской темы смирения — «Смирись, гордый человек!». Это воплощение главной идеи романа — только любовь к ближнему способна победить зло.

Д,З, 1. Проанализируйте "Эпилог" по таблице.
2. 

Какую оценку романа дает литературный критик  Н. Н. Страхов в статье  «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“»?


Комментариев нет:

Отправить комментарий