Урок-практикум. Композиционная
роль эпилога в романе «Преступление и наказание».
Эпизод как
самостоятельный структурный элемент, законченное целое
|
Эпизод как
часть произведения, звено в общей цепи событий
|
||
1. Сюжет
эпизода
|
1. Место
эпизода в сюжете и композиции произведения
|
||
2. Речевой
строй эпизода
|
2. Герои
эпизода в системе образов произведения
|
||
Диалог
|
Повествование
|
Описание
|
|
основной
конфликт
|
события и
их динамика
|
что и как
описано (портрет, пейзаж, интерьер)
|
|
речевые
характеристики
|
герои, их
поступки
|
чьими
глазами дано описание
|
|
авторские
ремарки
|
взаимосвязь
героев и событий; причинно-следственные связи
|
способы
описания состояния
|
|
подтекст
|
пространственно-временные
связи
|
роль
художественных деталей
|
|
3. Функция
эпизода: характерологическая, психологическая, оценочная
|
3.
Отражение в эпизоде особенностей жанра, творческого метода,
литературного направления
|
||
4. Роль
изобразительно-выразительных средств в эпизоде
|
4. Связь
проблемы эпизода с общей проблематикой произведения
|
||
5.
Эмоциональный пафос эпизода
|
5.
Конфликт эпизода в связи со спецификой конфликта всего произведения
|
||
6.
Мастерство писателя, особенности писательского стиля
|
6.
Развитие в эпизоде темы и идеи произведения. Выражение позиции автора,
его идейно-эстетических взглядов
|
||
Место эпизода в контексте творчества писателя
|
|||
Место эпизода в русской и мировой литературе и
культуре
|
Для
обсуждения ключевых проблем эпилога классу предлагается система вопросов.
Основные вопросы урока
1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
2. В чем выражалась его болезнь?
3. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?
4. Как складываются его отношения с окружающими?
5. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?
6. Что для него страшнее каторги?
7. Почему он не раскаялся в своем преступлении?
8. Почему каторжники полюбили Соню?
9. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграли болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?
10. Что помогло возродиться Раскольникову?
11. Как Раскольников помог Соне?
12. Какую роль отводит автор эпилогу в понимании смысла всего романа?
Итог урока. Роль эпилога очень важна в романе, так как это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории. Это воплощение Достоевским библейской темы смирения — «Смирись, гордый человек!». Это воплощение главной идеи романа — только любовь к ближнему способна победить зло.
Основные вопросы урока
1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
2. В чем выражалась его болезнь?
3. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?
4. Как складываются его отношения с окружающими?
5. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?
6. Что для него страшнее каторги?
7. Почему он не раскаялся в своем преступлении?
8. Почему каторжники полюбили Соню?
9. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграли болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?
10. Что помогло возродиться Раскольникову?
11. Как Раскольников помог Соне?
12. Какую роль отводит автор эпилогу в понимании смысла всего романа?
Итог урока. Роль эпилога очень важна в романе, так как это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории. Это воплощение Достоевским библейской темы смирения — «Смирись, гордый человек!». Это воплощение главной идеи романа — только любовь к ближнему способна победить зло.
Д,З, 1. Проанализируйте "Эпилог" по таблице.
2.
Какую оценку романа дает литературный критик Н. Н. Страхов в статье «Ф. М. Достоевский.
„Преступление и наказание“»?
Комментариев нет:
Отправить комментарий