среда, 3 февраля 2016 г.

4.02.16 Литература 10 класс



Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Проблемы осмысления Некрасовым народного бунта. Образы помещиков и их идейный смысл. Дореформенная и пореформенная Россия. Тема социального и духовного рабства.


I. Будем анализировать один из крестьянских типов.

План анализа образа крестьянина
      1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
      2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
      3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
      4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
      5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
      6. Почему странники не признали героя счастливым?
      7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя?
      8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о героях?
      Кроме того, каждой группе могут быть предложены и специальные вопросы, проясняющие смысл каждого из образов крестьян в поэме и помогающие обобщить свои наблюдения.
     - Яким Нагой. (Ч. I, гл. 3.)
      1. Как в образе Якима Нагого отразились противоречия «души народной»?
      2. Как этот образ помогает читателю понять, что судить о народном горе или радости можно только изнутри народного уклада жизни?
      - Ермила Гирин. (Ч. I, гл. 4.)
      1. Как в поединке крестьянина с купцом Алтынниковым отразились нравственные принципы народа?
      2. Как в образе Ермилы Гирина показан механизм «крестьянской демократии», основанный на нравственных законах и нормах совести?
       -Савелий, богатырь святорусский. (Ч. III, гл. 3.)
      1. Охарактеризуйте страну-утопию под названием Корежина, выходцем из которой был Савелий. В чем сила и слабость Савелия?
      2. Как понять афоризм Савелия: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть»? Как соотносятся в его сознании понятия «свобода» и «рабство»?
      -Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, пролог, гл. 1, 2.)
      1. Почему Матрена Тимофеевна осуждает мужиков за их странничество в период крестьянской жатвы? Что такое крестьянский труд для Матрены? Почему она говорит о нем, употребляя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
      2. Как она воспитывалась до замужества и почему приняла предложение Филиппа Корчагина? Какой была ее жизнь в доме мужа?
     - Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, гл. 4—8.)
      1. Какие муки перетерпела Матрена в связи со смертью сына Демушки? В чем ее образ созвучен «Хождению Богородицы по мукам»? Докажите, что описание ее жизни напоминает житие.
      2. В чем автор видит нравственный подвиг крестьянки?
     II. Приемы сатирического изображения помещиков в поэме.
      Вопросы и задания к главе «Помещик»
      1. Проследите основные вехи жизни Оболта Оболдуева.
      2. Каково отношение крестьян к нему?
      3. Что сообщает читателю его говорящая фамилия?
      4. Какой смысл в понимание образа помещика вносит его речевая характеристика?
      5. Можно ли считать его образ однолинейным или в нем есть сложность, внутренние противоречия?
      6. Как изменилась жизнь помещика в пореформенный период? Стали ли от этого крестьяне жить лучше?
      7. Можно ли его назвать счастливым?
      Вопросы и задания к главе «Последыш»
      1. Почему встреча крестьян с князем Утятиным изображена с сатирическим пафосом?
      2. С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Каково отношение крестьян к «привычке помещичьей»?
      3. Какой смысл в том, что крестьяне согласились обмануть князя и по-прежнему подчиняться ему?
      4. Почему слова «забота», «любовь», «милость» звучат в поэме с сарказмом?
      5. Как в изображении помещика автор использует предметную деталь, приемы гиперболы, гротеска, несоответствия?
      6. В каких смешных положениях оказывается помещик? Почему этот смех «грустный»? Какие традиции русской литературы продолжает здесь Некрасов?
      7. Каково авторское отношение к людям «холопского звания»? Как автор относится к крестьянам князя Утятина? Почему?
      Вывод. Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках. К своим крестьянам они всегда относились жестоко и высокомерно, презирая людей труда и ведя паразитический образ жизни. Исключение — образ доброй губернаторши Елены Александровны. Эта позиция Некрасова подвергалась критике долгое время, так как считалось, что это отход поэта от революционно-демократических идеалов.
      Итог уроков. Каждого из изображенных крестьян можно в широком смысле считать подлинным народным заступником. Они прошли в жизни цепь испытаний и невзгод, которые не сломили цельности их характеров. Но крестьянская реформа не улучшила ни помещичьей, ни крестьянской жизни, и помещик Оболт Оболдуев сожалеет о прежних днях дворянской вольницы, а Утятин вообще не способен с ней расстаться. С горькой иронией автор изображает как самих помещиков, страдающих от отмены крепостного права, так и их верных холопов, привыкших к терпению, смирению и унижениям, не способных к открытому протесту и борьбе за свое освобождение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий