четверг, 4 февраля 2016 г.

6.02.16 литература 7 класс


Тема нашего урока «Кто-то должен сострадать...» по рассказу И.Бунина «Лапти».
Эпиграфом к уроку послужат слова  самого И.Бунина:
                               Одно есть только в мире счастье

                               -Весь божий свет душой любить.

I. Вопросы к рассказу.

- Как вы понимаете слова эпиграфа?
- Где мог видеть лапти сын барина?
-Назовите главных героев рассказа?

- В какое время года происходит действие рассказа? Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.                                  
-Что случилось с мальчиком? Почему мать мальчика не могла ничего сделать?

-Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?                            
 -Какие  еще непонятные слова встретились вам в тексте?

 Найдите в Толковом словаре  объяснение: зипун, обыденкой, отвал, розвальни, кнут.

- Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?

-Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?

-Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином? Процитируйте.

-Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»?

Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Нефед пошел за тем, что требует душа ребенка. Он переживает за мальчика, хочет ему помочь.

 -Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

-Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?

(Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор).

II. Составьте синквейн со словом «Нефед» и запишите в тетрад.

- Какое главное качество можно выделить? (тихий, спокойный, добрый)

III. Итог урока.

Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?
( В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. )

-А что же тогда главное?
-Так о чем же этот рассказ, какая проблема поднимается в нем?
-Как связан рассказ «Лапти» с эпиграфом нашего урока?
(Слова эпиграфа относятся к Нефеду, так как для него смысл жизни – …? ? ?……… ( допишите фразу)

Ребята, спасибо вам за урок. Я надеюсь, что проблемы, затронутые на сегодняшнем уроке, не оставили вас равнодушными. Желаю вам быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, помогать друг другу, родным и близким.


Комментариев нет:

Отправить комментарий