вторник, 31 января 2017 г.

31.01.2017 Литература 6 класс

А. И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа
и содержание рассказа
Жизнь дана на добрые дела.
Русская пословица

I. Слово о писателе
– С именем Александра Ивановича Куприна, талантливого русского писателя, вы знакомы по таким детским рассказам, как: «Белый пудель», «Слон», «Завирайка», «Барбос и Жулька». Рассказы А. И. Куприна наполнены любовью к детям, ведь он помнил, как сам в детские годы испытывал потребность в любви.
Куприн прожил длинную, трудную, но в то же время радостную жизнь. Он был энергичным, бодрым, отзывчивым человеком, обладающим редким талантом жизнелюбия. И даже попадая в самые тяжелые жизненные ситуации, умел быть счастливым. Это человек широкой души. Он был добрым и щедрым по отношению к другим людям. Среди его друзей было много разных и порой удивительных людей: дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин, борец Иван Поддубный. Куприн был любопытен, он живо интересовался всем, что происходило в мире. Известно, что он уходил в море с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно. Одним из первых еще на заре воздухоплавания с известным спортсменом поднялся на воздушном шаре. Однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и чуть не погиб. Любовь к жизни и интерес к человеческой судьбе у писателя были огромны. А. И. Куприн считал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья». Своими знаниями о жизни, мыслями о ней, чувствами он делился в своих произведениях.
Устный рассказ ученика «Краткая биография писателя А. И. Куприна». (Можно подготовить и продемонстрировать презентацию из 7–10 слайдов.)
II. Изучение нового материала.
1. Прочитайте  рассказ «Чудесный доктор» .
Вопросы для беседы:
– Какое впечатление произвел на вас рассказ А. И. Куприна?
– Как вы думаете, какая мысль дорога в этом рассказе автору? (Чуткое, внимательное отношение одного человека к другому, своевременная помощь, милосердие.)
– Композиция - рассказ в рассказе. Как вы объясните ее?
2. Словарная работа.
– Как вы понимаете значение таких слов, как: милосердие, сострадание, сочувствие? Запишите их значение в свою тетрадь.
Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Вопросы для беседы:
– Как вы считаете, милосердными, сострадательными, способными проявить сочувствие людьми рождаются или становятся?
– Встречались ли вы в жизни с проявлениями милосердия, сострадания или сочувствия? Расскажите об этом.
– Случайно ли на просьбу Мерцалова назвать фамилию чудесный доктор не ответил, сказав: «Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой скорей!»?
– Вы правы, на такой поступок, какой совершил доктор, должен быть способен любой человек. Поэтому Милосердие, Сострадание и Сочувствие не имеют фамилии. Я очень рада, что вы это понимаете и чувствуете, что вы готовы на добрые дела и поступки.
– Известно, что первоначально А. И. Куприн опубликовал рассказ с подзаголовком «Истинное происшествие». Почему он это сделал? (Хотел подчеркнуть то, что история реальная, жизненная, а не придуманная.)
3. Особенности рождественского рассказа.
Запишите в тетрадь определение рождественского рассказа и его особенности.
Рождественский или святочный рассказ – это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.
Особенности рождественского рассказа:
1) приуроченность к Рождеству;
2) главный герой – ребенок;
3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;
4) обязательное условие в сюжете:  превращение (часто чудесное), метаморфоза;
5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.

– Какие особенности ярко выражены в рассказе «Чудесный доктор»? (1, 2, 3 особенности явно выражены и имеют место в рассказе. Чудесного превращения как такового не произошло, а вот жизнь после вмешательства прекрасного доктора изменилась к лучшему. Назидательности, ярко выраженной морали в рассказе нет, но есть нравственный урок добра и милосердия.)

Ш. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Итак, сегодня мы узнали некоторые факты из биографии А. И. Куприна. Прочитали рассказ «Чудесный доктор», обозначили проблемы, которые поставлены автором в рассказе. Мы поняли, что в основе рассказа лежат реальные события, взятые из жизни. Познакомились с жанром рождественского рассказа и его особенностями. Узнали, что и другие русские писатели обращались в своем творчестве к святочным рассказам. Урок показал, что интерес к творчеству А. И. Куприна не затухает. Его пытливый ум и взгляд на мир нам интересны. Об актуальности проблем, о современном звучании художественного слова Куприна поговорим на следующем уроке.
– Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? (Высказывания учащихся.)
– Кого из одноклассников можете назвать вдумчивым читателем и почему? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание.
1. Прочитать один из рождественских рассказов русских писателей (по выбору) и написать письменный отзыв о нем (Н. С. Лесков «Неразменный рубль», «Христос в гостях у мужика»; Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке», В. Г. Короленко «Сон Макара», Л. Андреев «Ангелочек»).
2. Подготовить чтение по ролям фрагмента рассказа «Разговор с матерью» со слов «Ну? Что же?» до слов: «Вот оно, письмо-то».
3. Подготовить чтение по ролям фрагмента рассказа «Встреча с незнакомцем» (с. 11–12).

Комментариев нет:

Отправить комментарий